ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДУ ВЕЖЛИВОСТИ И ДОБРОТЫ. Цель: прививать навыки вежливого обращения с окружающими; помогать учащимся постигать понятия добра и зла.
Задачи: 1. воспитывать умение общаться, дружить, уважительно относиться друг к другу, 2. воспитывать доброжелательность, учить дарить тепло и доброту.
Воспитатель школы – интерната № 4 Медведева Марина Валерьевна.
1. Организационный момент. (Слайд 1) - Добрый день, дорогие гости! Мы очень рады видеть вас! - Я приглашаю вас в путешествие по волшебному городу вежливых и добрых детей. (Слайд 2) 2. Ход занятия. Учитель: В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. И прежде чем начать наше путешествие, я хочу проверить, насколько вы добры и какое внутри вас солнце. Доброта – это лекарство от многого, и, прежде всего, от всего дурного. Добро начинается с любви к живому. Добрый человек- это тот, кто уважает людей, помогает им, он любит и охраняет природу. А любовь и доброта согревают, как солнце. А, если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло. В народе всегда относились к доброте по-особому, такая пословица — доброе слово и кошке приятно. Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Поэтому мы начинаем наше путешествие с первой улицы «Народной мудрости». (Слайд 3) На этом этапе мы с вами будем вспоминать пословицы и поговорки о доброте и дружбе. Вы должны соединить начало и конец пословицы стрелочкой с помощью маркера. Учись доброму — дурное на ум не пойдет. Про доброе дело говори смело. Худо жить без ласкового слова. «Спасибо» — великое дело. Доброе слово — что дождь в засуху. Добрые вести прибавляют чести. Доброе слово дороже богатства. Добрым словом и бездомный богат. На добрый привет— добрый ответ. Добра желаешь - добро и делай. Молодцы ребята, с этим сложным заданием вы справились, можно идти дальше. А теперь мы вами попали на Музыкальную улицу. (Слайд 4) Частушки. 1. Мы, ребята-первоклашки, Вам частушки пропоем. Мы в своей любимой школе Замечательно живем. 2. На уроках наша Оля Не поет и не шумит, Но визжит на переменах И гремит, как динамит. 3. В поезд входят три юнната, «Ух, народу сколько тут. Занимай места, ребята, А то бабушки займут». 4. Говорит лентяйке мать: - Убери свою кровать. - Я бы, мама, убрала, Только я ещё мала. 5. А наш Гриша ходит гордо, В ход пускает кулаки. У задиры под глазами Не проходит синяки. 6. Тетя Сима попросила, Слазить Витю на чердак Извините Тетя Сима, Я вам вовсе не батрак. 7. Петя ловко ловит рыбу, Может лодку смастерить, Только здравствуй и спасибо, Не умеет говорить. 8. Есть бездельники такие, С ними нам одна беда! Коли б знали в одном классе Не учились никогда. Входит Незнайка. Ведущая. Здравствуй, мальчик. (Слайд 5) Незнайка. Здравствуйте. Ведущая. Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? Незнайка. Меня зовут Незнайка. Я вижу, что у вас здесь весело, можно я тоже буду с вами веселиться? Ведущая. Конечно, можно. Но ведь мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра. Незнайка. О доброте и вежливости говорить собрались. Да неужели вы такие маленькие и знаете что такое доброта и вежливость. Вот я сейчас это проверю. Поиграем в игру « Доскажи словечко» Есть друзья игра для вас Я начну ее сейчас. Я начну, вы продолжайте Хором дружно отвечайте. 1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого.. .(спасибо). 2. Зазеленеет старый пень, когда услышит.. .(добрый день). 3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы .. .(спасибо). 4. Когда нас бранят за шалости, говорим.. .(простите). 5. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь.. .(здравствуйте). 6. Во всех странах на прощанье говорят.. .(до свидания). Ведущий: Видишь, Незнайка, все нужные слова ребята назвали правильно. Молодцы ребята, с этим сложным заданием вы справились. В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем « волшебными». С помощью этих слов можно даже грустному и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Для того чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами», от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. В слове заключается великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, помочь рассеять плохое настроение. Мы попали в район «Волшебных слов». (Слайд 6) Добрый день — Добрый день! — тебе сказали. — Добрый день! — ответил ты. — Как две ниточки связали — Теплоты и доброты. Доброго пути Нам желают: «Доброго пути!» Будет легче ехать и идти. Приведет, конечно, добрый путь, Тоже к доброму чему-нибудь. Здравствуйте — Здравствуйте! — ты скажешь человеку. — Здравствуй! — улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет. Спасибо. За что мы говорим «спасибо» За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы — Кому сказали, сколько раз? Простите Простите, я больше не буду Нечаянно бить посуду, И взрослых перебивать, И что обещал — забывать. Но если я все же забуду — Простите, я больше не буду. Пожалуйста. Отменить, что ли, слово «пожалуйста» — Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй что, без «пожалуйста» Нам становится неуютно. Добрые слова Эти слова всем известны давно, Видишь — они и просты, и не новы. Но я еще повторю все равно: — Добрые люди, будьте здоровы. (Стук в дверь, учитель получает письмо от феи.) (Слайд 7) «Срочно. Готова отблагодарить первоклассников. Фея Эльвира». Ведущий: Какое странное письмо. Это белый лист. Давайте внимательно посмотрим. Может надпись на конверте нам подскажет, что поможет прочитать письмо. Правильно, огонь нам поможет. (Учитель с помощью свечи узнает содержание письма, показывает результат классу.) Текст телеграммы «Помогите! Будьте добры! Наш город захватила злая колдунья, она превратила все хорошие вежливые слова и поступки в злые». Ребята, давайте поможем фее Эльвире справиться с чарами колдуньи. Нужно заменить противоположными по смыслу словами. (Слайд 8) ГРУБОСТЬ - ВЕЖЛИВОСТЬ ЗЛО – ДОБРО ВРАГ – ДРУГ ЖАДНОСТЬ - ЩЕДРОСТЬ ЖЕСТОКОСТЬ - НЕЖНОСТЬ БЕДА - РАДОСТЬ Ведущий: Посмотрите, ребята, все недобрые слова пропали. Но злая колдунья заманила вас в непроходимое болото трудных задач. (Слайд 9) Я буду называть ситуацию, а вы должны определить вежливыми или нет были действия в ней. И как правильно поступать в данной ситуации. Задача 1: Мальчик крикнул прохожему: «сколько часов». Обращаясь к прохожему, мальчик сделал ошибки. Какие? Надо не кричать, а вежливо спросить. Мальчик забыл слово «пожалуйста». Правильнее говорить не «сколько часов», а «который час». После ответа взрослого надо сказать «спасибо». Задача 2: Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет. ( Дорогу, обычно, уступает тот, кто вежливее.) Задача 3: Тани надо было срочно обратиться к учительнице, а та разговаривала с другой учительницей, Таня подбежала к учительнице и сказала: « Тамара Федоровна...» Что бы вы посоветовали Тане? Задача 4:Девочка возмущенно жаловалась маме: «Во дворе один мальчишка такой невежа — все время зовет меня Валькой». «А ты его как зовешь?» — спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу:"Эй, ты!"» Девочка должна звать мальчика по имени, показывая верный пример, а не кричать: «Эй, ты!» Задача 5: Олег, выскочив из дома, стремглав помчался к школьному автобусу. На бегу, он случайно задел свою одноклассницу, наткнулся на учителя; протискиваясь, он зацепил чью-то пуговицу, и она отлетела. Вопрос: - Как повлияла спешка Олега на настроение окружающих? Задача 6: Когда Петя вышел на школьную площадку, обогнавшая его Наташа показала ему язык. Слава шутливо щёлкнул его по затылку, Надя передразнила его походку. -Каким будет настроение у Пети? Почему? Ведущая. (Слайд 10) Мы попали в тупик Вредных советов. Жители этого тупика живут по своим правилам. Внимательно прослушайте их и скажите, что в этих советах неправильного, вредного и как по-настоящему нужно поступить в данных ситуациях. Если ты пришел к знакомым — Не здоровайся ни с кем, Слов «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай, И тогда никто не скажет Про тебя, что ты болтун. Если друг на день рожденья Пригласил тебя к себе, Ты оставь подарок дома — Пригодится самому. Сесть старайся рядом с тортом, В разговоры не вступай: Ты во время разговора Вдвое меньше съешь конфет. Девчонок надо никогда Н игде не замечать И не давать проходу им Нигде и никогда. Им надо ножки подставлять, Пугать из-за угла... Если к папе или к маме Тетя взрослая пришла И ведет какой-то важный И серьезный разговор, Нужно сзади незаметно К ней подкрасться, а потом Громко крикнуть прямо в ухо: «Стой, сдавайся! Руки вверх!» Если друг твой самый лучший Поскользнулся и упал, Покажи на друга пальцем И хватайся за живот. Бей друзей без передышки Каждый день по полчаса, И твоя мускулатура Станет крепче кирпича. А могучими руками Ты, когда придут враги, Сможешь в трудную минуту Защитить своих друзей. Молодцы. Вы все вредные советы исправили и давайте поскорей выйдем из этого тупика и мы въезжаем на Театральную улицу, где у нас состоится знакомство с другими жителями. (Слайд 11) Разыгрывается сценка «Слушай хорошенько» по стихотворению Р. Эно. Девочка сажает на стул перед собой куклу и разговаривает с ней. Девочка. — Слушай хорошенько, — кукле я сказала, — Хватит наряжаться, это баловство. Ты уже большою девочкою стала, А еще не знаешь ровно ничего. «Здравствуйте» при встрече взрослым говорят, За подарки, помощь всех благодарят. Старикам в трамвае место уступают. Вежливые дети все так поступают. Будь и ты такой же — и тебя вот тут Вежливою девочкой дети назовут Выходят двое детей и инсценируют ситуацию 1 ребенок. Кому сказал: отдай книжку. 2 ребенок. Не отдам. 1 ребенок. Ах, так! Тогда получай! ( Толкает и ударяет 2 ребенка. Тот падает, а 1 ребенок выхватывает книгу и уходит) Ведущий: Ребята, скажите, какая сценка учит доброте? Не узнали себя во втором случае? Ребята, вы согласны с нашими героями? Какие ошибки совершил 1 ребенок? Ведущий: В следующем испытании вам придется показать знания этикета. (Слайд 12) Потому что мы попали на улицу «Этикет». Но не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки. Ответьте на вопросы: 1.Вы получили подарок в день своего рождения. Как вы поступите? 1. Развернете, покажете всем присутствующим, похвалите. 2. Поблагодарите и отложите в сторонку, чтобы рассмотреть потом, когда гости разойдутся. 3. Уберете под подушку и никому не покажете. 2. Вы едете в переполненном автобусе и сидите возле окна. На остановке в автобус входит пожилая женщина с тяжелыми сумками в руках. Как вы поступите? 1. Отвернетесь к окошку и станете пристально рассматривать пейзаж за окном. 2. Уступите женщине место. 3. Громко станете требовать, чтобы кто-нибудь другой уступил место. 3. Вы съели на улице шоколадку. Как вы поступите с бумажной оберткой, если рядом не окажется мусорного бака? 1. Свернете бумажку и положите в карман или сумку, чтобы выбросить в мусорное ведро. 2. Незаметно бросите бумажку в траву или кусты возле тротуара или прямо на тротуар. 3. Подарите бумажную обертку прохожему. 4. Вы подходите к двери подъезда одновременно с вашей соседкой. Как вы поступите? 1 .Откроете дверь и, придерживая ее, пропустите соседку вперед, и только потом войдете сами. 2. Войдете в дверь первым и захлопнете ее перед носом у соседки. 3. Будете ждать, когда перед вами откроют дверь. 5. Ваш дедушка угостил вас чипсами. Как вы поступите? 1. Забыв сказать спасибо, развернете пакет с чипсами и станете, есть их. 2. Поблагодарите дедушку и, развернете пакетик, предложите и ему похрустеть вкусной поджаренной картошкой. 3. Спрячете чипсы и съедите их, когда никого не будет рядом. 6. В вашей тарелке осталось немного вкусного соуса. Как вы поступите? 1. Оставите тарелку с остатками соуса. 2. Кусочком хлеба вытрете тарелку дочиста. 3. Оближите тарелку языком. Незнайка. Вместе с вами я тоже крепко запомнил все-все волшебные слова и правила этикета. Ведущая. А это мы сейчас проверим. Ребята, хотите побывать в гостях у Незнайки и проверить, всегда ли он правильно ведет себя? (Слайд 13) Итак, Незнайка, представь, что ты школьник и тебе надо встать с утра пораньше, чтобы не опоздать на урок. Утром мама разбудила тебя, и что ты должен сказать? Незнайка. Ой, мама, давай скорей завтракать, а то в школу опоздаю! Ведущая. А еще раньше ты что говоришь? Незнайка. Мам, а где мои носки? Я забыл, куда я их вчера вечером бросил. Ведущая. А еще раньше что надо сказать? Незнайка. Еще раньше? Ой, мам, чего ты меня будишь? Ведь рано еще! Ведущая. Да нет, ты забыл, что надо сказать маме в первую очередь, когда утром только-только раскрыл глаза и потянулся. Помогайте, ребята! (С добрым утром) Незнайка. Ах, с добрым утром! Понятно. Ведущая. Продолжаем. Вот ты позавтракал, и что ты маме скажешь? (Подсказывает. Спа... Незнайка. Спокойной ночи, что ли? Ведущая. Ребята, опять нужна ваша помощь! (Спасибо.) А перед уходом в школу что надо сказать на прощанье? (Подсказывает.) До... Незнайка. Ой, мам, чуть не забыл, дай на мороженое! Ведущая. Опять ты все перепутал. Ребята, помогайте! (До свидания.) Ну а дальше. Вышел ты из дома, сел в автобус, рядом старушка, что надо сказать? Незнайка. Баушк, передай на билетик. Ведущая. Эх, Незнайка, Незнайка, и это называется, ты все помнишь. Сделать-то что надо? Незнайка. А что? Ведущая. Ребята, помогайте! (Встать и уступить место.) Незнайка. А, это я всегда делаю. Садись, баушк, мне всего одну остановку ехать. Ведущая. Незнайка, ведь взрослым всегда надо место уступать, а не только тогда, когда тебе пора выходить. Ясно? Незнайка. Ясно, я давно все понял. Утром — поздороваться, уходя — попрощаться и место уступать. Слушайте, а так скоро про меня будут говорить — вон пошел самый вежливый человек, гордость нашей школы. Это очень приятно — быть вежливым, этим можно гордиться. Ведущая: Ну, раз ты все понял, нам осталось завершить наше путешествие в последнем его пункте Игра "Вежливо - невежливо”. Правила. Ведущая: А сейчас попробуем определить, какие вы «знатоки» правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Я буду называть вежливые и невежливые поступки. Если поступки вежливые, то вы поднимете зелёный шар, а если нет, то – красный. * Поздороваться при встрече * Толкнуть и не извиниться * Свистеть, кричать, шуметь в школе. * Уступить место старшим. * Не вставать на обращение учителя. * Помочь подняться по лестнице. * Попрощаться уходя. * Дома маме помогать. * Обижать младших. * Пожилых уважать. Ведущая: Хорошо, и с этим заданием вы справились. (Слайд 14) (Звучит голос феи). Дорогие ребята. Спасибо что помогли мне справиться с чарами злой колдуньи. Теперь в нашем городе правит только доброта. И я надеюсь, что в вашем сердце навсегда поселится доброта и не будет места злым и невежливым поступкам. До свидания. 3 Итог. Ведущая: Итак, напомните мне, с какими вежливыми словами мы сегодня встречались? А по какому городу путешествовали? Что хотелось бы вам сказать на прощание? Дети отвечают: «Хотим еще отправиться в такое путешествие. Быть добрыми, вежливыми воспитанными». Незнайка: Тогда и я хочу сказать вам на прощанье: Перед тем, как нам расстаться И уйти всем по домам, Хочется мне попрощаться, Пожелав при этом вам, Чтобы добрыми вы были, Слов волшебных не забыли, Чтобы добрыми словами Говорили вы с друзьями. Ведущая:Прекрасно. Остается надеяться, что все ребята и ты, Незнайка, вместе с ними будете себя вести так, как мы сегодня учились. Давайте проверим свое настроение. Покажите мне какое внутри вас солнце. Давайте закончим наше путешествие песней о доброте. Звучит песня «Если добрый ты». |