Используется презентация Тема урока: Животный мир. Рыбы Ход урока. Совсем скоро начнётся наш урок. Но прежде давайте поприветствуем наших гостей, которых очень рады видеть на нашей встрече. (Заставка: море) 1. Организационный момент. Ребята, вы готовы к уроку? На вас надеюсь я, друзья! Мы хороший дружный класс, Всё получится у нас! 2. Сообщение темы и цели. (На общем экране появляются виды пустыни, леса, зимы, воды.) Жизнь – удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях, и в вечных снегах, на суше, в воздухе и воде. Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах и прудах, в реках и в морях, в океанах и даже в аквариумах. (Опять первый слайд и на нём появляется надпись темы урока и формы урока.) Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию Слайд 4. Экспедиция – путешествие с определённым заданием. Путешествовать будем на подводном спускательном аппарате – батискафе – для наблюдения за рыбами и изучения их строения и поведения. Слайд 5. Картинка батискафа. Батискаф – подводный спускательный аппарат для наблюдения и изучения обитателей моря. Во время экспедиции мы (появляется слайд с планом урока.) Слайд 6. · вспомним отличительные признаки строения рыб. · понаблюдаем · подумаем и ответим на «хитрый» вопрос. · познакомимся с многообразием рыб. · дадим советы людям Наша экспедиция будет проходить под девизом… Слайд 7. Девиз: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!» У нас всё готово к экспедиции. (Звучит музыка со звуками шума моря.) Слайд 8. Морское дно. (Переносят батискаф со слайда 5.) (Идёт заставка) 3. Постановка проблемного вопроса. Слайд 9. Картинки разнообразных рыб и среди них кит, тюлень, морской конёк. - Каких рыб вы узнали? - Распредели морских обитателей в 2 группы. - Ой, а это кто, ребята? Вам знаком этот морской житель? - Морской конёк. Рыба ли это? Слайд 10. Картинка морского конька и проблемный вопрос. Рыба ли это? 4. Актуализация опорных знаний. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно вспомнить строение и отличительные признаки рыб. Слайд 11. а. Собираем пазл. Рыба. (Во время собирания пазла дети получают информацию от учителя и подготовленных учеников.) Туловище, тело рыб обтекаемо, что облегчает им плавание. С помощью хвоста рыба может поворачивать. В особых камерах в голове рыбы плавают камешки – отолиты, они помогают рыбе сохранять равновесие. - Что вам известно о глазах рыб? У многих рыб хорошее зрение. У их глаз нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает их. - Для чего рыбе нужны жабры? Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают кислород из воды, а затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз. С помощью плавников рыба может плавать то ниже, то выше. - Что за внутренний орган остался? Это плавательный пузырь – мешок, наполненный воздухом. Он позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину. Ни у кого, кроме рыб его нет. И ещё есть удивительный орган – боковая линия. Она позволяет видеть рыбам без глаз и слышать без ушей. У человека 5 чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, а у рыб – 6: ещё и чувство боковой линии. Хищника не видно и не слышно ещё, а рыба уже чувствует его приближение – боками. - Каковы же отличительные признаки рыб? Слайд 12. Убери лишнее. Жабры лёгкие шерсть Плавники чешуя когти Плавательный пузырь Слайд 13. Физкультминутка для глаз. Рыба кит Глаза Тюлень рыба Физкультминутка для тела «Рыбки». Рыбки весело резвятся В чистой тёпленькой воде. То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке. То плавниками шевеля Играют в прятки больше дня. И никогда покоя Не знает дно морское. б. Проектная работа. (Работа в парах.) Достаньте из конверта рыбок. Внимательно их рассмотрите. - Что вы заметили? (Не хватает чешуи.) - Как вы думаете, для чего рыбе нужна чешуя? (Защитный слой.) Тело почти всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба растёт быстро и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт – и колечко получается узкое. По колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе лет и сколько зим. Чешуйки расположены на теле рыбы правильными рядами, часто, прикрывая краями друг друга. Чтобы это запомнить, предлагаю вам приклеить к нашим рыбкам чешуйки. Эту работу будете выполнять в парах, сообща, дружно. (Работу выполняют под музыку.) в. Итоги парной работы. Какие красивые рыбки получились у вас. Такие великолепные рыбки могли получиться только у очень дружных детей. Поднимите ваши работы так, чтобы их могли видеть наши гости. - Чем же покрыто тело рыб? - Для чего рыбе чешуя? |
Урок 1 "Животный мир. Рыбы"