«Конституция – основной закон государства» Цель: познакомить учащихся с Конституцией России; объяснить основные понятия; воспитывать чувство гордости за свою страну. Оборудование: Конституция России; портреты Путина В. В., Медведева Д.А.; таблица «Права и обязанности граждан Росси»; толковый словарь: Конституция – устройство государства. Федерация – договор, союз. Демократия – народ и власть, народовластие. Президент – глава государства, исполнительная власть, избирается народом. Государственная Дума – законодательная власть, избирается народом. Правительство – исполнительная власть.
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня мы начнем наш разговор о нашей Родине. Наш разговор пойдет о Конституции. Но прежде, чем получать новые знания, давайте вспомним то, что мы уже с вами знаем. В. Как называется наша Родина? О. Наша Родина называется – Россия. В. Как называют людей, живущих в России? О. Людей, живущих в России, называют россиянами. В. Почему к Москве у нас особое отношение? О. Москва – это столица нашей Родины. В. Какие символы государства вы знаете? О. Основные символы государства – это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн. В. Что представляет собой Государственный герб России? О. Государственный герб России представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. В. Опишите российский флаг. О. Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней – красного цвета. В. Что вы можете рассказать о Государственном гимне России? О. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой Государственный гимн. Есть он и у России. Его авторы – С. В. Михалков и А. В. Александров. Гимн мы учили на уроках музыки. То, как мы относимся к гимну, говорит о том, как мы относимся к государству. Учитель: Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. В. Кстати, а что такое Конституция? О. Конституция – это основной закон государства. Учитель: Верно. Обратимся к нашему помощнику – толковому словарю. В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (Учащимся показывается Конституция Российской Федерации). В. А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция? О. Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. Учитель: Правильно. Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно. В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась: Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. В. Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живем в России, а в тексте написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, почему? О. Наша страна называется Россия, но ее полное название Российская Федерация. Учитель: В статье 1 Конституции так и записано: "Российская Федерация – Россия…”. В. А что значит слово «федерация»? О. Федерация – договор, союз. Учитель: И вновь обратимся к словарю. «Федерация» в переводе с латинского означает «договор, союз». Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации: Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство. В. А как вы понимаете выражение «демократическое государство»? Что такое демократия? О. Демократия – народ и власть, народовластие. Учитель: В толковом словаре написано, что «демократия» в переводе с греческого языка переводится как «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством. В. А каким образом, по-вашему мнению, народ может это делать? О. Например, народ может выбирать Президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения Правительства. Учитель: В. Кто такой Президент? О. Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года. В. Какими полномочиями он наделен? О. Он руководит нашей страной, ее политикой, ведет международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Российской Федерации. В. Кто является Президент в России в настоящее время? О. Медведев Д.А. В. Что такое Государственная Дума? О. Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года, В. Чем она отличается от Правительства? О. Государственная Дума выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот Правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране. Учитель: Ну что ж, попробуем обобщить и немного уточнить ваши знания. Слово «президент» в переводе с латинского языка означает «сидящий впереди, во главе». Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 81 сказано о том, что «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». В настоящее время Президентом России является Дмитрий Анатольевич Медведев, который совместно с Правительством является исполнительной властью государства. В отличие от них, Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть, принимающая законы. Она избирается, как и Президент, всенародно на 4 года. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год. В. Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете, чем она занимается? О. Судебная власть следит, чтобы в стране все жили по законам, по Конституции. Если существуют нарушения, то она за них наказывает. Учитель: Да, судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательною властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России. С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях Президента перед страной и народом. В. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете? О. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право выбирать или быть избранным, право на образование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту Отечества. Учитель: Стоп! Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как «права» и «обязанности». В. Что такое «право» и что такое «обязанность»? В чем их различие? О. «Право» - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот «обязанность», наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие. Учитель: Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу «Права и обязанности граждан России». Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем, права даются в совокупности со свободами.
Права и свободы граждан право избирать и быть избранным равенство прав и свобод право на жизнь право на личную неприкосновенность право на защиту своей чести и доброго имени право на свободное передвижение право на жилище и его неприкосновенность право на труд право на отдых право на образование право на охрану здоровья и медицинскую помощь право на получение юридической помощи право на получение социальной помощи право на свободу мысли и слова право на свободу совести, свобода вероисповеданий право на свободу информации право на свободу творчества |
Обязанности граждан обязанность защищать Родину, обязанность соблюдать законы, обязанность сохранять природу и окружающую среду, обязанность платить налоги.
|
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина. В. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некоторых хотелось бы остановиться и узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передвижение. О. Это значит, что жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу. В. Какую свободу получает гражданин при свободе мысли и слова, свободе вероисповеданий? О. Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание. Его никто не может заставить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между людьми и государствами. Также, человек может принадлежать любой вере, религии, но своими словами или действиями не должен разжигать войну между народами. Если человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать! Учитель: Молодцы! Еще мне хотелось бы обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не думайте, что она касается только ваших родителей. Да, сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в домах малютки, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чем, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребенка! Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же! Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства. |