I . I Настоящее положение определяет структуру и порядок управления социально-психологическим коррекционно-развивающим центром государственного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 4 г. Свободного и служит правовой, организационно-методической основой его формирования и организации деятельности.
I . II Сотрудники социально-психологического коррекционно-развивающего центра осуществляют свою деятельность, руководствуясь настоящей Концепцией, Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, Типовым Положением о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Уставом школы-интерната и локальными актами.
I . III Социально-психологический коррекционно-развивающий центр является структурным подразделением школы-интерната № 4 и подчиняется директору.
I . IV Основной целью деятельности Центра является психологическое, социально-педагогическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе-интернате, обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса, помощь, поддержка, сохранение, укрепление здоровья детей, коррекция имеющихся нарушений.
I . V Сотрудники социально-психологического коррекционно-развивающего центра осуществляют свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом, администрацией и родителями учащихся.
I . VI Социально-психологический коррекционно-развивающий центр имеет следующую структуру:
-
Административная служба
-
Социально-педагогическая служба
-
Коррекционно-развивающая служба
-
Психологическая служба
-
Медико-валеологическая служба
II.Теоретические основы деятельности СПКР Центра
II . I Методологической и идеологической основой работы СПКР Центра является концепция сопровождения, т. е. формирование личности ребенка в школьной среде при условии педагогической и психологической поддержки.
Социальное, педагогическое, психологическое сопровождение — это система профессиональной деятельности всех сотрудников Центра, педагогического коллектива школы-интерната, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
II . II Деятельность специалистов Центра строится как специфически профессиональная практика, которая направляется социально-психологическими и коррекционными целями и задачами и регулируется психологическими ценностями, фокусируясь на личности ребенка.
Данная профессиональная позиция специалистов СПКР Центра предполагает деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса в непосредственном взаимодействии для создания оптимальных условий для личностного развития и обучения каждого ребенка.
Данная концепция предполагает непосредственное и активное участие каждого педагога школы-интерната в разработке стратегии сопровождения конкретного ребенка, осуществляемое педагогическими средствами и через традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия.
III. Основные направления и виды деятельности
III . I Основными направлениями деятельности СПКР Центра являются:
-
Практическое направление: организация и проведение в соответствии с целями и задачами Центра психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, учащихся и педагогов школы-интерната.
-
Прикладное направление: предполагает создание системы повышения психологической компетентности педагогических кадров, а также разработку и внедрение программ обучения необходимым знаниям и навыкам всех участников педагогического процесса.
-
Научно-исследовательское направление: в соответствии с целями СПКР Центра — разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, коррекционной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве со специалистами и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность.
III . II Основными видами деятельности социально-психологического коррекционно-развивающего центра являются:
-
Психологическое, социально-педагогическое просвещение - приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к знаниям основ психологии, коррекционной педагогики.
-
Профилактика - специальный вид деятельности, направленный на сохранение, укрепление и развитие здоровья детей на всех этапах школьного возраста.
-
Психолого-педагогический консилиум.
-
Консультирование (индивидуальное, групповое, семейное).
-
Диагностика - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных особенностей возрастным ориентирам, требованиям общества и др.
-
Коррекция - разработка рекомендаций, программ психокоррекционной или развивающей работы с учащимся, осуществление этих программ, контроль за их выполнением.
-
Социально-диспетчерская деятельность - получение детьми, родителями, педагогами социально-психологической помощи, выходящей за рамки функциональных обязанностей и профессиональной компетенции школьного практика.
IV. Ответственность сотрудников СПКР Центра
IV . I Сотрудники СПКР Центра несут персональную
ответственность за:
-
корректность психологического исследования;
-
адекватность диагностических и коррекционных методов;
-
обоснованность даваемых рекомендаций.
IV . II Сотрудники Центра несут ответственность
за оформление и сохранность протоколов обследований (в течение периода обучения учащихся) и другой документации.
V. Обязанности и права сотрудников социально-психологического коррекционно-развивающего центра
V . I Сотрудники СПКР Центра ОБЯЗАНЫ:
-
Руководствоваться Уставом школы-интерната, настоящим Положением.
-
Участвовать в работе методических семинаров Центра, а также проводимых вышестоящими организациями психологических конференциях и семинарах. Постоянно повышать свой профессиональный уровень.
-
Отчитываться о ходе и результатах проводимой работы перед администрацией школы-интерната.
-
Рассматривать запросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции.
-
В решении всех вопросов исходить из интересов ребенка.
-
Работать в тесном контакте с администрацией, педагогическим коллективом и родителями учащихся.
-
Обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных в результате диагностической и консультативной работы. В случае, если ознакомление с ними является необходимым для осуществления педагогического аспекта коррекционной работы, вопрос о пределах допустимого информирования решается с учетом, прежде всего интересов ребенка.
V . II Сотрудники СПКР Центра имеют ПРАВО:
-
Принимать участие в педсоветах, психолого-педагогических консилиумах, и т. д.
-
Посещать уроки, внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия по дополнительному образованию с целью проведения наблюдений за поведением и деятельностью учащихся.
-
Знакомиться с необходимой для работы педагогической документацией.
-
Проводить в школе-интернате групповые и индивидуальные психологические исследования по заданию администрации школы-интерната.
-
Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных изданиях.
-
Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний путем лекций, бесед, выступлений, тренингов и др.
-
Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с образованием и квалификацией.
-
Обращаться, в случае необходимости, через администрацию школы-интерната с ходатайствами в соответствующие организации по вопросам, связанным с помощью школьнику.
-
Обращаться с запросами в медицинские и дефектологические учреждения.
-
Обращаться в научно-психологические центры по вопросам научно-методического обеспечения СПКР Центра.
-
Ставить перед администрацией школы-интерната, вопросы, связанные с совершенствованием учебно-воспитательного процесса.
-
Участвовать в научно-исследовательских работах, в курировании социально-психологической практики студентов колледжей, вузов и т. д.
-
Определять и выбирать направления и формы повышения квалификации в соответствии с собственными профессиональными потребностями.