Оборудование: презентация о космосе с портретом Ю.А. Гагарина, компьютеры, мультимедиа.
Ход урока.
- Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778гг.) (Слайд № 2 .)
«Вы талантливые дети!
Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
- Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями!
- Посмотрите, как красиво и необычно украшен наш класс.
- Вы хотели бы попасть в космос и совершить путешествие в космическое пространство?
- Какое у вас настроение? (Дети показывают карточку: солнышко жёлтого или красного цвета. Красный – цвет тревожности, жёлтый – цвет радости.)
Слайд №3.
- Ночное небо, звёзды, тайны планет очень заманчивы.
- Отгадайте загадку и вы узнаете, на чём мы полетим.
Чудо – птица, алый хвост,
Полетела в стаю звёзд. (Ракета.)
Слайд №4, Слайд №5.
- Что нужно для путешествия в космос?
На слайде №5 (Сила, выдержка, хорошее знание математики.)
Формулирование целей урока.
- Для путешествия в космос надо быть не только сильным и выдержанным, хотя это очень важно, надо быть готовым прийти на помощь друг другу. Но не забывайте, что тема нашего урока Слайд №6.
«Закрепление вычислительных навыков, повторение пройденного материала».
Сообщение исторических сведений.
- Каждый космонавт должен знать историю космоса.
- Кто первым из землян облетел нашу планету и благополучно вернулся на Землю?
Слайд №6 . Портрет Ю.А. Гагарина.
- Когда это было?
- Сколько лет прошло с тех пор?
- Как узнать? (Вычисления произвести на доске под руководством учителя.)
- Не забывайте, ребята, что день рождения Ю.А. Гагарина 9 марта 1934 года.
- Сколько лет исполнилось бы ему?(Вычисления произвести на доске с помощью учителя)
- Сравни два получившихся числа. Что общего? Чем отличаются? Дают характеристику числам 47 и 74)
Актуализация знаний.
- Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на земле.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Слайд №8 (Перейди в рабочий режим и найди значение выражений. Перенеси нужный ответ. Все примеры решать с объяснением.)
- А вот первыми на Луне побывали Американские астронавты. Они проходят тренировочное упражнение «центрифуга».
- Пройдёте ли вы его?
Слайд №9. Круговые примеры. (Перейди в рабочий режим, расположи правильно круговые примеры. Коллективная работа.)
Решение задач.
- Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
- Космос – это фантастика, неразгаданные тайны. Ведь наше путешествие необычное, фантастическое. С кем встретимся мы, земляне? Ещё неизвестно. Главное в космосе – дисциплина и правильная посадка. В иллюминаторы нашего корабля видна планета туманности. И её житель просит нас о помощи. Слайд №10. Он не может справиться с задачей. Слайд №11. (Задача с недостающими данными.)
У Алёши 3 альбома с марками на тему «Космос». В двух альбомах у него по 40 марок.
Сколько всего марок у Алёши?
(Ученики замечают, что задача с недостающими данными.)
- Вот, оказывается, почему планета покрылась туманом.
- Что в задаче известно?
- Что неизвестно?
- Какие данные скрыла планета Туманности?
(Количество марок в третьем альбоме.)
- Добавьте недостающие данные. (В третьем 26 марок. Появится пощелчку.)
- Рассмотри краткую запись. (Появится по щелчку.)
- Можем сразу ответить на вопрос задачи?
-Почему?
- Как узнать?
-Когда узнаем сколько марок в двух альбомах, то сможем ответить на главный вопрос задачи?
- Запиши решение задачи.
- Проверим. Нажми звезду с твоим ответом. Слайды №12, 13.
6. Закрепление.
На нашем пути – город Астроград. Слайд №14. Это город будущего. Ученики в этом городе выполняют вычисления только на компьютерах. Но сейчас компьютеры не работают. Научим детей города Астрограда выполнять задания в тетрадях.
а) начерти прямоугольник со сторонами 3 и 5 см
б) найди площадь прямоугольника; периметр.
- Как найти площадь прямоугольника?
- Чему равна площадь прямоугольника? (15 кв. см)
- Что такое периметр? Чему равен периметр прямоугольника? ( 16 см)
- Начерти отрезок, равный половине периметра прямоугольника;
- Раздели отрезок на 4 равные части. Какой длины одна часть? ( 2см)
б) закрепление ранее изученных приёмов умножения и деления.
81 : 9 * 7 = 63 3 * 30 : 9 = 10 14 * 6 = 84 13 * 3 = 39
32 : 4 * 6 = 48 40 : 2 + 64 = 84 3 * 26 = 78 24 * 4 = 96
Физкультминутка. (На английском языке)
Работа над пройденным . (Работа за компьютером.)
- На борт нашего корабля поступают какие-то странные зашифрованные сигналы. Сигналы принимает радист.
Работу выполняют самостоятельно.
* первый множитель 13, второй 7. Найди произведение; (91)
* увеличь 300 в 3 раза; (900)
* найди сумму чисел 79 и 4; (81)
* Во сколько раз 8 больше 4; (2)
(Дети на Слайде №15 берут ответ вместе со слогом и выстраивают их по прямой. Прочитывают слово.)
- Кто расшифровал слово? (ПОМОГИТЕ.)
- Необходимо помочь одной планете. Ребята, на этой планете воздух очень загрязнён, кругом масса мелкой пыли, на поверхности морей, рек, океанов заметны полосы нефтяной плёнки, в атмосфере тянутся «дымовые хвосты».
- Что же случилось?
На планете поселился космический пират. Он стал пиратом потому, что не умеет решать задачи. Помогите ему.
Слайд №16. а) Длина реки 72 километра. На протяжении шестой части реки вода непригодна для жизни рыб и земноводных.
Сколько километров реки находится в экологически загрязнённом состоянии?
Слайд №17. б) Теперь раскрасим планету.
3 дм * 40 см 54 см * 5 м 04 см
100м * 1 км 3 м 08 см * 300см
- Мы говорим на языке фантастики, но пытаемся решить проблемы, которые стоят перед нами сегодня.
Жители планеты! Вы должны сохранить свою планету и, может быть, сделать её ещё прекраснее.
- Что для этого нужно сделать?
- Прочитайте слова первого космонавта.
Слайд №18. («Земля наша – голубая планета. И её надо беречь!»)
- Космос – это дорога без конца, но пора возвращаться домой, на Землю. Но мы сбились с пути.
- Назови компоненты при делении.
- Как найти делимое? (Частное умножить на делитель)
- Как найти делитель? ( Делимое разделить на частное)
- Сколько пальцев а руках у семи ребят? (70)
- Какое число на 4 сотни больше, чем число 247? (647)
- Сколько лап у 8 собак? (32)
- Назови компоненты при умножении.
- Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель.)
Опрос таблицы умножения.
- Всё. Путь найден. Наш корабль идёт на посадку.
10. Итог урока. (1 мин.)
Из полёта возвратились.
Мы на Землю приземлились.
- Хотели бы вы ещё попутешествовать?
- Что больше всего запомнилось?
- Мечтайте, учитесь, мечты сбываются, тем более, рядом с нашим городом будет космодром. Слайд №20.
Домашнее задание. Придумать задачу о космосе.