Мир вокруг нас.
Урок во 2 классе. Тема: Лес как природное сообщество. Форма урока: урок – компьютерная игра. Цели для ученика: 1. Знать названия не менее 10 растений, 10 животных, 5 грибов Свободненского района. 2. Понимать значение связей между членами лесного сообщества и уметь рассказать о них. 3. Знать правила поведения в лесу и уметь их выполнять. Цели для учителя: 1. Воспитательные цели: * научить бережному отношению к лесу; * продолжить формирование умения учащихся видеть красоту родной природы. 2. Развивающие цели: * развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы; * развитие анализа, синтеза, логического мышления. 3. Предметные цели: * раскрыть и объяснить связи между членами лесного сообщества; * организовать групповую работу по моделированию леса как лесного сообщества; * помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу. Новые понятия, термины: природное сообщество, цепи питания и другие виды взаимосвязи между членами сообщества. 1. Организационный момент. Приветствие. Послушайте вступление к уроку и определите его тему. (Перед детьми слайд с видами леса). Звучит музыка – звуки леса. Много на нашей земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и сколько же всего услышишь и увидишь! Листья
|
зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит. Сколько же в лесу всяких тайн!...
Мы сегодня входим в лес, Полный сказок и чудес. Кто в глуши его таится? Что за зверь? Какая птица? Всё узнаем без утайки! Разгадаем леса тайны! - О чём будем говорить сегодня на уроке? (На экране: Тема: Лес как природное сообщество.) Сегодняшний урок мы проведём в виде компьютерной игры. В нашей игре 4 этапа. Откройте слайд 3. - Посмотрите на картинки и распределите их в 3 группы. (На слайде - растения, животные, грибы. Дети распределяют их в три группы.) Проверка в устной форме с экрана. 3. Физминутка для глаз.
(мультимедиа или карточка)
Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны! Если я называю птицу – вы поднимаете глаза вверх, встаёте на носочки. Если я называю деревья и кустарники – смотрите по сторонам. Если я называю грибы, вы смотрите под ноги, наклоняетесь, «собираете» грибы. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название животного или растения, которое в лесу не встретишь – закрывайте крепко глаза, машите головой. (Кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, ежевика, верблюд.) Молодцы! Все справились с заданием.
|
4. Введение новых понятий.
Работа над новым материалом. Мы переходим к следующему этапу игры. Он называется… (на экране слайд ЛЕСНЫЕ ЦЕПОЧКИ. Эпиграфом к этому этапу взят один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером (на экране слайд: « ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ». Я предлагаю вам проверить этот закон на примере. Попробуйте связать землянику и лису в единую цепочку. Они явно не связаны напрямую. Это значит, что надо, вставить промежуточные звенья. Какие? (Идёт обсуждение, заслушиваются предложения, гипотезы). - Откройте слайд 6. (На экране - слизень, ёж, лиса). - Составим цепочку. Один ведущий поясняет: Земляника.Землянику едят слизни. Слизней едят ежи. А ежей едят лисы. Лиса – главный враг ежа. При любой опасности ёж сворачивается клубком и колется. Но лиса хитрая, умная. Она догадалась закатывать ежа в воду, а в воде ёж разворачивается, там лиса и хватает его. - Откройте слайд 7 и попробуйте самостоятельно найти связи между лесными жителями. (На экране картинки: волк, дуб, кабан) - Проверь себя. (На экране слайд 8: дуб – кабан – волк). 5. Проектная работа «Лесное сообщество». Работа в парах. На третьем этапе игры мы будем работать в группах. Перед вами листы, а в конвертах – картинки с лесными обитателями. Наклейте их на листы и проведите линии – связи. Сделайте вывод. (Всё связано со всем. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща.) Поэтому лес называют природным сообществом. - Давайте попробуем провести линии-связи между человеком и совой. (О начале проектной работы и её окончании сообщить звоночком.) - Поднимите ваши работы. Они великолепны. Такие работы могли получиться только у дружных ребят. 6. Составление правил поведения в лесу. На 4-ом этапе нашей игры я утверждаю: «Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес. - Так ли это? Кто может уничтожить лес? (Дети приходят к выводу, что человек). - Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?
|
- Какие вы знаете правила поведения в лесу?
(Составляются правила поведения в лесу на основании опорных картинок.) - Откройте слайд 9. - Дополни текст. Вставь пропущенное слово. Работают коллективно. 1. Не сбивай ногой даже несъедобные ……………………….. . Они не только являются лекарством для некоторых животных, но и участвуют в разложении растительных остатков, срастаются с …………….. деревьев и помогают им в питании. 2. Не лови и не уноси домой ……………….. .
3. Не разоряй …………… .
4. Самый страшный враг леса …………………… .
После ……………. лес будет медленно вымирать. Не уходите из леса, не затушив …………………. . 5. Берегите ……………. !
7. Подведение итогов в виде фронтальной беседы.
- Что нового узнали? - Что запомнили? - Что было самым интересным? Дети поют песню. Мир не прост, совсем не прост. Нельзя в нём скрыться от бурь и от гроз. В нём есть деревья, и есть цветы, Есть ещё, есть ещё ты… Есть в нём совы, есть соловей. Есть в нём и бабочка, и муравей. И есть медведи, есть кроты, Есть ещё, есть ещё ты! Всё, что в этом мире живёт, Всё, что дышит, любит, поёт, Всё, что мы природой зовём, Пусть живёт, пусть живёт В сердце твоём. – 2 раза.
|