4. Введение новых понятий.
Работа над новым материалом.
Мы переходим к следующему этапу игры.
Он называется… (на экране слайд ЛЕСНЫЕ ЦЕПОЧКИ.
Эпиграфом к этому этапу взят один из законов экологии, сформулированный американским учёным Барри Коммонером (на экране слайд: « ВСЁ СВЯЗАНО СО ВСЕМ».
Я предлагаю вам проверить этот закон на примере. Попробуйте связать землянику и лису в единую цепочку. Они явно не связаны напрямую. Это значит, что надо, вставить промежуточные звенья. Какие?
(Идёт обсуждение, заслушиваются предложения, гипотезы).
- Откройте слайд 6. (На экране - слизень, ёж, лиса).
- Составим цепочку. Один ведущий поясняет: Земляника.Землянику едят слизни. Слизней едят ежи. А ежей едят лисы.
Лиса – главный враг ежа. При любой опасности ёж сворачивается клубком и колется. Но лиса хитрая, умная. Она догадалась закатывать ежа в воду, а в воде ёж разворачивается, там лиса и хватает его.
- Откройте слайд 7 и попробуйте самостоятельно найти связи между лесными жителями. (На экране картинки: волк, дуб, кабан)
- Проверь себя. (На экране слайд 8: дуб – кабан – волк).
5. Проектная работа «Лесное сообщество». Работа в парах.
На третьем этапе игры мы будем работать в группах. Перед вами листы, а в конвертах – картинки с лесными обитателями. Наклейте их на листы и проведите линии – связи.
Сделайте вывод.
(Всё связано со всем. Все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща.)
Поэтому лес называют природным сообществом.
- Давайте попробуем провести линии-связи между человеком и совой.
(О начале проектной работы и её окончании сообщить звоночком.)
- Поднимите ваши работы. Они великолепны. Такие работы могли получиться только у дружных ребят.
6. Составление правил поведения в лесу.
На 4-ом этапе нашей игры я утверждаю: «Лес – прочное природное образование. Леса существуют на земле сотни, тысячи лет. НИКТО и НИЧТО не может уничтожить лес.
- Так ли это? Кто может уничтожить лес?
(Дети приходят к выводу, что человек).
- Как же должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе?
|