Открытое занятие в комнате психологической разгрузки на развитие эмоционально-волевой сферы и воображения средствами сказкотерапии «Окно в сказку» педагог-психолог Рыжкова Г. П. Состав группы:
- Учащиеся 2А класса, ученица 5 класса в роли Сказочницы.
Цель:
- Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы и воображения.
Задачи:
- Создание мотивации на совместную работу, групповое сплочение
- Обобщение опыта, полученного на предыдущих занятиях
- Развитие творческих способностей, воображения
- Развитие рефлексивных навыков
Оборудование и материалы:
- Оформленный зал – «Сказочная страна»
- Музыкальный центр, диск со звуками природы, музыка для упражнений
- Большое зеркало, маленькие зеркала по числу участников
- Костюм Сказочницы
- Сухой бассейн с шариками
Ход занятия
Перед входом в зал. Ведущий. Здравствуйте ребята. Сегодня занятие необычное, у нас присутствуют гости, давайте поздороваемся с гостями, когда войдём в зал. 1. Вход в зал. Вход в зал под спокойную музыку. Дети здороваются. 2. Вступительная беседа. Ведущий. Я приглашаю вас в сказочное путешествие по волшебной стране Фантазии. В этой стране живут все сказочные герои, все сны, все мечты людей, и каждого из вас. Но послушайте внимательно звуки, которые доносятся из этой страны, кажется там, что-то происходит. В записи звучит голос Сказочницы: Сказочница. - Я Сказочница, живу в сказочной стране Фантазии. Но сейчас непростое время в нашей сказочной стране, грусть уничтожает радость, злость разрушает любовь и замораживает сердца, плохое настроение не даёт быть счастливыми и свободными, между жителями страны пропадает доверие друг к другу. Спасите нашу страну, вас ждут непростые испытания, но помните, здесь нельзя впадать в грусть и печаль помогите, помогите нам……. Ведущий. - Ребята, вы готовы помочь сказочнице и победить грусть, плохое настроение, злость, недоверие? Тогда в путь. 3. «Зеркало» Ритуал входа в сказку Ведущий. – Вы помните волшебные слова, которые помогут нам попасть в страну Фантазию? Дети произносят волшебные слова «В зеркале я отражусь, где захочу, там окажусь!», (все по одному подходят к зеркалу и произносят волшебные слова). 4. «Встреча на поляне» Повторение, обобщение полученных знаний и навыков на предыдущих занятиях. Ведущий. Мы с вами благодаря волшебному зеркалу опять попали в страну под названием Фантазия. - Скажите, чему мы с вами уже научились, путешествуя по этой стране на предыдущих занятиях? (научились помогать друг другу, придумывать и изображать сказочных существ, внимательно слушать друг друга). Давайте возьмём с собой в путь эти замечательные человеческие качества: взаимовыручку, умение фантазировать, внимательно слушать. 5. «Волшебная река» Игра на развитие взаимопомощи. Звучит музыка со звуками реки, моря, водопада. Ведущий. Отсюда по Фантазии начинает свой бег Волшебная река. Сейчас каждый из вас поймёт, почему она называется волшебной. Дети встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Каждый по очереди должен проплыть по реке. Игрок решает сам, как он будет двигаться – быстро или медленно. Участники игры – «берега» - помогают руками, ласковыми прикосновениями движению пловца, который сам выбирает путь: он может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда пловец проплыл весь путь, он становится краешком берега и встаёт рядом с другими. В это время следующий пловец начинает путь. Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. 6. «Сказочные загадки» Упражнение на развитие фантазии. Ведущий. Присаживайтесь на нашей сказочной поляне. Сейчас перед нами следующее испытание, сказочные загадки. Каждый из вас получит карточку, на которой написана загадка. Надо не просто отгадать её. Фантазия бесконечна, она не имеет границ, поэтому нужно придумать как можно больше отгадок на загадку. Ответ ни в коем случае не должен быть один. Чем больше ответов, тем быстрее мы преодолеем это испытание. Каждый участник игры получает свою загадку и придумывает варианты ответов. Если отгадок мало или загадка не отгадана, можно обращаться к помощи группы. - Зимой и летом одним цветом? (ель, апельсин, солнце, крокодил, потолок, молоко, ворона, вода, облако, и т.д.) - Висит груша, нельзя скушать? (груша на картинке, игрушка на ёлке, лампочка, фонарь, боксёрская груша и т.д.) - Что за великан, плывёт через океан, и выпускает фонтан? (кит, пароход, туча дождевая, трактор среди полей, и т.д.) Мы справились с этим заданием, и помните, чем чаще мы мечтаем и фантазируем, тем богаче мир страны Фантазии. 7. Игра «Волшебные камни». Ведущий. Помните, Сказочница говорила, что в её стране пропадает поддержка, доверие друг к другу, а есть ли эти качества у нас с вами? Сейчас наш путь лежит через горы Фантазии. Но горные тропинки завалены камнями, путь необходимо расчистить. Все камни разного цвета, и для того, чтобы камни исчезли, их надо разделить по цвету. (Сухой бассейн с шариками). Здесь стоят корзины, в жёлтую складываем «камни» красного цвета, в красную корзину - жёлтого, в синюю зелёные «камни», в зелёную корзину – синие «камни». Вставайте парами, у каждой пары своя корзина, свой цвет «камней» (каждой паре детей оговаривается цвет «камней») будьте внимательны, соблюдайте названные цвета (ещё раз чётко проговаривается инструкция). По моей команде начинаем переносить «камни» по своим корзинам. Во время игры звучит ритмичная музыка. Дорога свободна. 8. Релаксация «Дождь в лесу». Звучит музыка «Дождь в тропиках». Ведущий. Дальше наш путь идёт через Волшебный лес. Мы с вами «превращаемся» в деревья, слышите необыкновенные звуки? Вставайте друг за другом в круг, слушайте внимательно и повторяйте за мной все действия, только так мы с вами сможем пройти через волшебный лес. «В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимают руки, перебирая пальцами.). И вот подул сильный ветер, он стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принёс дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит всё сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими вестями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни». 9. Подведение итогов занятия. Ведущий. Присаживайтесь на нашей волшебной полянке, наше путешествие подходит к концу, я предлагаю поделиться своими впечатлениями. - Что особенно понравилось вам во время нашего путешествия? - Чему вы научились? Что изменилось в нас? - Имеет ли фантазия границы? - Как вы думаете, мы справились с испытаниями? 10. Появление Сказочницы. Звучит музыка, приглушается свет, появляется Сказочница. Сказочница. - Здравствуйте ребята! Я благодарна вам за спасение нашей страны Фантазии от грусти, которая уничтожает радость, от злости, разрушающей любовь и замораживающей сердца, от плохого настроения, которое не даёт людям быть счастливыми и свободными. Благодаря вам сказочная страна вновь ожила, вы сделали жизнь в этой стране ещё интересней и богаче, разнообразнее. А перед тем как с вами попрощаться, я хотела бы сделать подарки, (Сказочница показывает маленькие зеркала) эти маленькие зеркала будут напоминать вам о нашей стране Фантазии, и помните, чем чаще мы мечтаем и фантазируем, тем богаче мир страны Фантазии. Прощайте. 11. «Зеркало» Ритуал выхода из сказки. Ведущий. Сказочница попрощалась, и нам с вами пора возвращаться. (Ведущий подходит к зеркалу и произносит слова «В зеркале я отражусь, где захочу, там окажусь!»). Дети по очереди подходят к зеркалу и произносят «волшебные слова»: «В зеркале я отражусь, где захочу, там окажусь!»
|