Главная | Регистрация| Выход | Вход| RSS Воскресенье, 05.01.2025, 06:51

"СОДРУЖЕСТВО"
неофициальный сайт
ГОАУ "Свободненской специальной (коррекционной) школы-интерната"
1 и 2 отделение

Творчество наших
воспитанников
находится здесь

Меню сайта
    • Творчество наших юнкоров. Стр. 1
    • Творчество юнкоров. Стр. 2
    • Творчество юнкоров. Стр. 3
    • Творчество юнкоров. Стр.4
    • Заметки юнкоров. Стр.-5. К дню рождения школы
    • Заметки юнкоров. Стр.-6. К дню рождения школы...
    • Творчество юнкоров. Стр.-7
    • Творчество юнкоров. Стр.-8.
    • Творчество юнкоров. Стр.-9.
    • Творчество юнкоров. Стр.-10.
    • Творчество юнкоров. Стр.-11.
    • газета
    • Журнал "Шаг навстречу" №1
      • Жунал №2
    • Колобов Юра - городской стипендиат
    • Ефремова Маргарита
    • Агафонова Н. В.
    • Волкова Н. А.
    • Завьялова Т. И.
    • Лёвкина Л. А.
    • Истомина М. Н.
    • Калинина Т.В.
    • Качёва В. И.
    • Киреева М. С.
    • Короткова В. А.
    • Козлова Т.А.
    • Медведева М. В.
    • Мантуло Т. В.
    • Ортяков И. А.
    • Прядунова О. В.
    • Полыгалина Е. А.
    • Рыжкова Г. П.
    • Симакова Л.Б.
    • Поздравления с 45-летним юбилеем школы
    • День знаний 2011
    • Последний звонок 2011 год.
    • "Из чего же сделаны наши мальчишки?"
    • "Вперёд, мальчишки!"
    • 29.12.2010 г. Новогодний праздник у младших классов
    • День рождения школы. 26 ноября 2010 год.
    • Неделя здоровья. Ноябрь 2010 год.
    • Праздник "Подарки щедрой осени"
    • Трудовая четверть
    • Последний звонок 2010 г.
    • Педагогический коллектив
    • Встреча с ветеранами
    • Праздник осени
    • Самые талантливые
    • Компьютерная графика
    • Живопись
    • Новогодний праздник
    • День Знаний. 1 сентября 2009 г.
    • Областной семинар 9 апреля
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Психологическая служба

Рыжкова Галина
Петровна

педагог-психолог
 


Доклад, представленный на областном семинаре

Диагностический компонент в планировании
коррекционной работы психолога.
 
      

     Формирование личности с нарушением зрения является очень сложным процессом, зависящим от большого количества различных влияний как внешнего, так и внутреннего характера в их сложном взаимодействии. Чем больше и тоньше дифференцируются психические процессы, и становится понятным их протекание, чем выше ранг духовности и психического развития ребенка, а также его поведения, тем более формирование личности зависит от адекватности воздействия внешнего мира внутреннему состоянию ребёнка. Именно поэтому диагностический компонент очень важен в планировании коррекционной работы психолога.
     Мы работаем с детьми, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала с первых дней обучения. Без выявления психологических причин этих трудностей невозможна эффективная деятельность по их преодолению. Поэтому работа по формированию личности ребёнка, раскрытию его потенциальных возможностей, коррекции и компенсации отклонений в развитии, требует получения разносторонних данных о возможностях и потребностях ребёнка.
     Начало обучения в школе – сложный этап в жизни любого ребёнка, когда резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая для них роль ученика, зачастую становится и источником ещё больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода от дошкольного детства к обучению в школе, наслаиваются проблемы вызванные нарушением зрения. Более половины детей с патологией зрения не попадают в специализированные дошкольные учреждения, а те которые и посещают специализированную группу детского сада, большую часть занятий пропускают по состоянию здоровья, что обуславливает недостаточную подготовку к обучению в школе. Это в свою очередь приводит к отставанию в учёбе, а постоянный неуспех становится тормозом их психического развития. Первым важным направлением моей работы, является определение уровня готовности к обучению вновь поступающих детей. На диаграмме наглядно виден результат первоначальной диагностики детей,  поступивших в этом учебном году.

               Диаграмма 1. Готовность первоклассников к школьному обучению
               (уровень готовности).


       
      Второе направление моей работы - определение уровня психических процессов и свойств личности первоклассников. При диагностике особое внимание уделяю тем детям, у которых уровень готовности к обучению в школе ниже нормы. Для этого провожу углубленное изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся.
     Большую трудность для детей с нарушением зрения представляет овладения такими способами умственных действий, как восприятие, запоминание,  умение следовать инструкции учителя. Для коррекции структуры учебной деятельности младших школьников использую  методики Кругловой Натальи Фёдоровны, Слободяник Надежды Павловны, Ирины Павловны Артюховой и другие, в форме индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Работа проводится регулярно, интенсивно, не только мной, но и педагогами и родителями. Без тесной связи всех участников коррекционно-педагогического процесса успеха не будет. Результатом работы  по данной проблеме является стабильная успеваемость первоклассников.
     С этой же целью (определение уровня готовности к обучению вновь поступающих детей) провожу исследование вербально-логического мышления.

               Диаграмма 2. Уровень вербально-логического мышления учащихся
               первого класса
.

     Результаты исследования вербально-логического мышления подтверждают первичные данные: у детей, не готовых к школьному обучению низкий уровень интеллектуального развития, познавательной сферы, отмечается недостаточная сформированность представлений об окружающем мире, низкий уровень произвольной регуляции поведения, пространственной ориентировки. Эти дети имеют недостатки речевого развития, нарушение фонетико-фонематического восприятия, плохое развитие моторики, они отличаются низким темпом работы и не могут работать без помощи учителя. У них адаптационный период к учёбе как к новому и основному виду деятельности удлинён по времени, продвижение вперёд сдерживает наличие соматических состояний, о которых говорилось ранее, отмечается низкая работоспособность, отсутствие познавательного интереса.
     Нарушение зрения вызывает снижение мотивационной стороны познавательной деятельности, отсутствие интереса к учебной работе. Это объясняется вялостью детей, инертностью, малоподвижностью из-за трудностей в пространственной ориентировке, нарушением моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире.
               Диаграмма 3. Уровень школьной мотивации.

     Дети с патологией зрения чаще, чем нормально видящие имеют неправильное представление об учёбе. Наличие положительной мотивации к учебной, а в будущем и к трудовой деятельности является основой уверенного, оптимистического отношения к жизни, что особенно важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для повышения уровня школьной мотивации мною составлена компилятивная программа «Секрет успеха». Она составлена на основе авторской корреционно-развивающей программы, по формированию у детей начальной школы эмоциональной стабильности и коммуникативных навыков. Кроме того, организованы занятия в комнате психологической разгрузки с использованием средств сказкотерапии. Для повышения уровня мотивации используются ресурсы дополнительного образования школы-интерната.      Результатом работы в данном направлении является повышение уровня школьной мотивации.
               Диаграмма 4. Сравнительный уровень школьной мотивации.


     Основная стратегия моей деятельности в этом направлении - практическая помощь ребёнку и организация психологического сопровождения. При составлении психологического заключения по итогам диагностики, я ориентируюсь на педагогов, родителей, опекунов, т.е. на тех людей, которые имеют непосредственный контакт с ребёнком и которым необходимо иметь представление о проблемах и особенностях развития ребёнка. Для этого педагогам и родителям в доступной форме объясняю личностные особенности развития ребёнка, включая способы компенсации трудностей.      Моя главная задача поставить диагноз, и совместно со специалистами школы не только определить пути коррекции конкретного воспитанника, но и вооружить педагогов и родителей методами и приёмами, способствующими успешной адаптации ребёнка.       Для выработки согласованных решений по определению коррекционно-развивающего маршрута детей, нуждающихся в специализированной помощи, собирается школьный консилиум (ПМПк), и на основании решения консилиума, родителей информируем о необходимости консультации у специалистов нужного профиля: педиатра, невролога, либо  обследования их ребёнка городской или областной ПМПК.
     Диагностика как компонент планирования, используется мною как инструмент для организации коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и воспитании.

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Январь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Полезные ссылки

Copyright MyCorp © 2025
Создать бесплатный сайт с uCoz