О работе коррекционно-развивающего центра школы-интерната № 4 Доклад, представленный на областном семинаре
Киреева Марина Стасьевна социальный педагог высшей квалификационной категории школа-интернат № 4.
В школе-интернате № 4 на сегодня обучается 148 детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями, состояние их здоровья препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В нашем интернате группа школьников с ОВЗ очень неоднородна. Это определяется прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушения зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Нарушения зрения имеют 148 учащихся, из них тотально слепые 3, с тяжелыми нарушениями зрения и неблагоприятным прогнозом еще 3. Задержка физического развития -16 Нарушения слуха – 2 Нарушения речи – 54 Опорно-двигательного аппарата - 16 Психические расстройства и расстройства поведения, умственная отсталость – 34
80% детей имеют в анамнезе три и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. Биологическое неблагополучие ребенка обуславливает возникновение отклонений в психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение и воспитание ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так нарушение пространственной ориентировки , искаженные представления о мире являются вероятным, но необязательным следствием слепоты, немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения. Состав наших школьников с ОВЗ в настоящее время меняется. Ведущей тенденцией является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающимися в создании максимально развернутой системы коррекционно-педагогической помощи.
Динамика заболеваемости школьников с ОВЗ за 2001 – 2009 г.
Особые образовательные потребности различаются у детей разных категорий, поскольку задаются спецификой нарушения соматического и психического развития, а так же особенностями социального окружения. 18 детей в школе-интернате из крайне малообеспеченных семей, где оба родителя не работают, не могут обеспечить ребенку оптимальные условия для развития и обучения и тем более для сохранения и укрепления здоровья; 16 детей из многодетных семей, которые так же можно назвать малообеспеченными, 8 детей из неблагополучных семей, 23 воспитанника из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 61 ребенок-инвалид с детства.
Таким образом, сегодня в силу социально-экономических преобразований, происходящих в обществе, а так же постоянно увеличивающегося количества детей с ограниченными возможностями здоровья, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педагогической, медицинской помощи детям названной категории. С целью обеспечения современных подходов к организации целостного коррекционно-педагогического процесса, обеспечения психологического, социально-педагогического сопровождения личностной и социальной адаптации детей, помощи, поддержки, сохранения, укрепления здоровья детей, коррекции имеющихся нарушений в школе-интернате создан социально-психологический коррекционно-развивающий центр. СПКР центр имеет следующую структуру:
- социально-педагогическая служба (осуществляется соц-педагогическое сопровождение воспитанников, консультативная помощь всем участникам педагогического процесса, работает лаборатория по развитию социальной компетентности выпускников)
- психологическая служба (обеспечивает психологическое сопровождение);
- коррекционно-развивающая служба (в ее составе работают лаборатории по развитию и охране зрительного восприятия, мимике и пантомимике, развитию мелкой моторики;)
- административная служба (осуществляет мониторинг результатов;)
- медико-валеологическая служба, основной целью работы которой является создание здоровьесберегающей и здоровьесозидающей образовательной среды, в состав входят врач-офтальмолог, врач-педиатр, медсестра-ортоптистка, учителя, воспитатели. Здесь основана лаборатория ЛФК, где происходит разработка физкультурно-оздоровительных программ, методик и двигательных режимов, направленных на повышение двигательной активности и улучшение состояния здоровья школьников.
Основными направлениями деятельности СПКР Центра являются: Практическое направление:организация и проведение психодиагностической, коррекционной, развивающей, консультационной и просветительской работы по запросам администрации, индивидуальным запросам родителей, учащихся и педагогов школы-интерната. Прикладное направление: предполагает создание системы повышения психологической компетентности педагогических кадров, а также разработку и внедрение программ обучения необходимым знаниям и навыкам всех участников педагогического процесса. Научно-исследовательское направление: разработка и проведение исследований в рамках комплексной системы психодиагностической, коррекционной и развивающей работы, ориентированной на определенный возраст, а также работа с педагогами, заинтересованными в сотрудничестве со специалистами и ориентированными на саморазвитие и исследовательскую деятельность. В работе специалистов центра наибольшую значимость имеют следующие проблемы: определение уровня психического и общего развития детей с целью разработки и реализации комплексных социально-психологических программ сопровождения. Такой компонент как диагностика используется нами для выявления проблем ребенка и субъективного потенциала их разрешения. Изучаются личные дела детей, результаты медицинских осмотров, обследуются социально-бытовые условия проживания, проводятся диагностические исследования состояния высших психических функций, речевого развития. Результаты диагностики заносятся в информационную карту учащегося, которая составляется на каждого ребенка, поступающего в первый класс. Она содержит в себе данные по протоколу ПМПК и виду обучения, сведения о семье, данные медицинских осмотров, логопедических и психологических исследований, сведения об особенностях развития сенсорных систем. Т.е. в одной карте мы аккумулируем результаты всех исследований ребенка. На основе этих карт разрабатываются индивидуальные программы развития детей, отслеживаются результаты. Индивидуальная программа развития ребенка в условиях школы-интерната решает задачи следующего характера:
- Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся.
- Адаптации ребенка к новым условиям обучения.
- Профилактики отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической депривацией.
- Предупреждение социальной дезадаптации, поведенческих нарушений.
- Коррекции отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Программа индивидуального развития разрабатывается специалистами центра и утверждается на заседании ПМПК . Она состоит из пояснительной записки, в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, принципы , желаемые результаты программы развития обучающегося. Составление индивидуальной программы развития помогает логопеду, педагогу-психологу, социальному педагогу, воспитателю и учителю эффективно реализовать программное содержание. Сегодня объективно трудно справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи наших педагогов. Для решения этой проблемы в школе-интернате вводятся индивидуальные паспорта оценки здоровья школьника. Данный паспорт служит для повышения уровня мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья, воспитание культуры здоровья и здорового образа жизни. Помимо оценок уровня физической подготовленности, правильности питания, паспорт содержит шкалу оценок образа жизни, самочувствия и другую информацию, помогающую ученику совместно с воспитателем проводить оценку собственного здоровья и динамику его развития в течение всех лет обучения в школе-интернате. Коррекционная работа сегодня является не просто суммой разнообразных методов воздействия на ребенка, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения и воспитания, социализации. И в нашем интернате эта технология приносит свои результаты.
|