"Свободное падение"
Цели и задачи:
Образовательная: Доказать, что все тела под действием силы тяжести падают с одинаковым ускорением.
Воспитательная: Воспитание чувства интернационализма, интерес к физике как к науке.
Развивающая. развивать логическое мышление, умение наблюдать, обобщать, делать выводы из опытов и наблюдений
І. Повторение.
- Виды прямолинейного движения.
- Дайте их определение. Запишите на доске уравнения равноускоренного движения.
- Какому закону Ньютона подчиняется равномерное движение?
- Сформулируйте его.
- Какому закону Ньютона подчиняется равноускоренное движение. Запишите его и прочитайте.
ІІ. Задача урока : рассмотреть проявления законов равноускоренного движения в жизни.
ІІІ. Объяснение.
- Китайская мудрость гласит: …… Слайд №1
Мы выберем с вами именно этот путь. Я вовлеку вас в путь поиска, нового пути проб и ошибок, тем дороже для вас будут знания, полученные на этом пути.
- Опыт №1: Возьмите два листа бумаги, поднимите их на одинаковую высоту и опустите. Что можно сказать о времени падения ( t 1 = t 2 ). Под действием какой силы падали листы?
- Опыт №2: Сомните один лист и так же опустите их с одинаковой высоты. Что теперь можно сказать о времени движения? Почему?
Сегодня мы должны ответить на этот вопрос.
- Опыт №3: У вас два круга – картонный и бумажный. Опустите их с одинаковой высоты. Какой упал раньше? Почему? А если мы положим бумажный круг на картонный и опустим их. Какой приземлится раньше?
5. Опыт №4: Проверим на опыте, оправдались ли ваши предположения. Почему круги упали одновременно?
6. Как двигались круги по характеру?
Что явилось причиной равноускоренного движения?
1 .Какая сила действовала на круги?
2 .Какая сила, кроме силы тяжести, действует на круг во время движения?
3 .Какая сила больше?
4. Какое по характеру движение?
Чему равна V 0 ?
5 .При каком условии будет одинаковое
время? S 1 = S 2 , a 1 = a 2 .
6 .Какой вывод мы получили?
Оба круга падают с одинаковым ускорением.
- Что упадет раньше кирпич или полкирпича?
- Ученые тоже раньше думали, что время движения зависит от массы тела.
- Но опыты, проведенные Галилеем, опровергли эти выводы. Он бросал с Пизанской башни шары массой 2кг и 5 кг и засекал время падения. Слайд №2,3
- Позднее изучением этого вопроса занялся Ньютон. Он исключил сопротивление воздуха. Как это сделать? Опыт №5. Трубка Ньютона.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока. Слайд №4.
- Слайд №5 (видеофрагмент). Ответьте на вопрос, поставленный во фрагменте. Почему?
- Уравнения движения. Вспомним уравнение равноускоренного движения. Слайд №6.
- Чему равна скорость? ( V 0 =0). Какое ускорение для всех тел? (9,8 м/с²). Тогда какой вид примут уравнения? Слайд №7. Запишите их.
- С каким движением мы познакомились?
1.Дайте его определение.
2.Какие опыты подтверждают это явление.
3.Так что упадет раньше кирпич или полкирпича?
4.Какая сила вызывает свободное падение? ( F ТЯЖ.)
5.Как её найти? ( F = mg ).
Дома:п.13, упр. 13(1,2)
Слайд №8. Решите задачу.